Записки начинающего флейтиста
И какого хрена меня потянуло научиться играть на блокфлейте? Не знаю. Видимо хоть на чем-то надо научиться. Или просто потому что мне в руки нахаляву попала Ямаха YRS-312BII. В общем потыкавшись в самоучители в интернете (симпатичный сайт есть по адресу http://www.blf.ru), насобачившись продудеть "во саду ли в огороде" и "ах вы сени мои сени" и задыхаясь от дудения вышеупомянутых шедевров решил поискать реального учителя. Учитывая полное отсутствие музыкального образования самостоятельно разобраться было нереально. Когда-то я ходил немного к Дмитрию Ерофеевичу Огороднову учился петь по его методике (кстати крайне эффективной, на моих глазах люди, которые не могли издать ни звука начинали замечатльно петь), однако я оказался ему не по зубам -- какая-то глобальная проблема не дает мне взять нужную ноту, каждый раз я издаю что-то разное, как-будто перед мной клавиатура, в которую я тыкаю с закрытыми глазами. Смешно -- быстро появился хороший тембр, вибрато, но все это проявлялось только при выполнении упражнений с указкой на его схеме и только после длительного слушания звука нужной высоты и мычания в попытках нащупать еще звучащую в пианино ноту.
Ну да ладно, это было в далеком 96 году. Позже, в 98 году пытался научиться играть на гитаре. Это продлилось очень недолго, потому что к тому времени профессиональное заболевание программиста (нет, не то что вы подумали, а проблемы с позвоночником в загривке и как следствие в руках) привело к тому что стали болеть руки, и даже при недолгой игре руки стало больно, особенно левую. На том мои отношения с музыкой как таковой закончились надолго, восстановившись на некоторое время в 2000 году в виде бальных танцев, финалов взрослого Е класса по стандарту к лету 2002 и травм в том же году, от которых до сих пор хромаю на обе ноги. Но это отдельная история. Вобщем в конце декабря 2004 года я решил таки научиться играть на блок-флейте -- самом эргономичном инструменте.
Первый сюрприз меня ожидал в Яндексе (и в Гугле). Поиск по словам "блок-флейта обучение москва" и тому подобное выдал на первых местах пачку ссылок на сайты, принадлежащих каким-то уродам, захламляющих ссылками на свой интернет магазин, прячущийся под доменами и т.п. (у них много доменов с кучей ссылок и полным отсутствием РЕАЛЬНОЙ информации, их домены я специально здесь набрал картинкой, дабы они не проявлялись в поисковых машинах). Если бы их сайты содержали бы хоть 1/10 того что они обещают в ссылках... а так вобщем уроды и есть уроды. И даже ни одной блок-флейты у них не продается, хотя ключевыми словами на тему блок-флейты забили все! Поэтому я крайне не рекомендую что-либо у них покупать, потому что люди, которые не гнушаются замусорить все поисковые системы вряд-ли честно торгуют. Кстати они везде распихали рекламу саксофонов "Alfred Gess", однако в интернете нет никакого напоминания об этой торговой марке, кроме ихнего же спама. Ну да ладно.
Дальнейшее ковыряние в сети принесло другой сюрприз. Объявлений преподавателей блок-флейты крайне мало. Искал долго, шарил не только по поисковым системам, но и по серверам объявлений, на которых хотя бы один раз засветилось слово блок-флейта. В результате с десяток объяв, большинство из которых это подготовка детей к консерватории или обучение совсем маленьких. В сухом остатке три объявы. В двух только e-mail, в одном телефон. Оставив телефон напоследок, написал на эти адреса, но в течении пары дней ответа не получил и позвонил по телефону. Так я наконец попал к учителю. Потом вдруг с одного из этих e-mail'ов мне ответила некая Каролина (судя по заголовкам в письме, написано оно было часов через 12, плюс оно промариновалось где-то у провайдера больше суток), но к тому моменту я уже договорился об уроках... мораль -- хотите чтобы ваше объявление работало? Публикуйте свой телефон, иначе упустите клиента :)
Итак, сижу, слушаю учителя... поток информации заметно отличается от того, что читал в сети. Дальше я буду в беспорядке выкладывать услышанное. На деревянных флейтах необходимо начинать играть понемногу. Это написано везде. Однако нигде не написано ПОЧЕМУ. А вот это следовало бы сказать... потому что если сразу начать играть на деревянной флейте, она покоробится и испортится. Убьете хорошую вещь. Влажность надо поднимать постепенно. Ладно, у меня пластик. Интересный пластик. Оказывается там внутри у Ямах какая-то фиговина под свистком, чтобы тембр лучше был. Протирая флейту (верхнюю часть со свистком) нужно не допихивая тряпку до язычка, дабы его не повредить. Тряпочка должна быть не синтетической и не оставляющей внутри ворс.
Не подпускать к себе слушателей слишком близко, держаться хотя-бы в двух-трех метрах от них, чтобы они шипение флейты не слышали. Не играть против ловушек звука (открытый шкаф и т.п.), лучше против голой стены, чтобы от нее отражалось. С другой стороны для практики чтобы не раздражать сожителей это можно использовать, открыв шкаф и уткнувшись туда флейтой. Расстояние до зрителей имеет наивысший приоритет.
Стряхивание конденсата. Снять свисток, зажать в руке клювом к себе, дыркой от себя, стряхнуть как градусник. После чего взять клюв в рот и втянуть в себя остатки конденсата из щели (бррррр).
Берем в руки флейту и... какой там нахрен амбюшур? Блин. В каждом самоучителе встречается это ужасное слово и дополняется рассуждениями насчет "окрепших мышц губ" и тому подобного. Я тут сам столько гримас дома накорчил, хорошо никто не видел, на самом деле просто аккуратно кладем нижнюю часть клюва на нижнюю губу, посередине нее, и аккуратно же прикрываем верхнюю часть клюва верхней губой. Все естественно и спокойно. Не засовываем внутрь в рот, не приставляем к губам, иными словами любая крайность это плохо. Избегаем образования воздушных "карманов" между губами и зубами (хм, у меня они и нарочно-то не получаются).
Важный момент про который ни в одном самоучителе не написано: локти в стороны, а ведь именно это определяет положение пальцев на отверстиях. Никаких изгибов рук.
Дыхание животом. Занимался я йогой. Было дело. Так что животом дышать
не проблема, вопрос в том какой частью живота -- нижней или верхней?
А что означает "опереть дыхание" вообще непонятно.
НОТЫ
Первый урок
посмотреть
скачать PDF
Вот мы и дошли до процесса издавания звука. Зажали первую и третью дырки (первая -- снизу, остальные сверху, иными словами сверху счет идет начинаясь со второй). И никаких "туу", а "дээ". И в конце обратно запереть языком, что-то вроде "дэээт". Хм. Гудит-с. "До" второй октавы. Нет, размечтался... инструмент по каким-то волосатым причинам записывается не так как звучит реально. Реально какая-то другая нота, уже забыл какая. Во шизиловка, а? Ладно, съедим.
Нда. Конденсату-то сколько при игре появляется. Брр.
Урок 2. Несколько дней поиграл, пришел на следующий урок. Странное упражнение,
в котором вначале одна нота короткая, потом длинная, потом короткая, потом
длинная, все кроме последней заканчиваются на "т", обрываются, а вот последняя
очень длинная и затухает, как-будто прикрутили громкость. Почему-то учитель
доволен тем как это получается, при том, что при оном затухании высота звука
сильно уплывает куда-то.
НОТЫ
Во саду ли в огороде
Русская народная песня
посмотреть
скачать PDF
НОТЫ
Во поле березка стояла
Русская народная песня
посмотреть
скачать PDF
НОТЫ
Пойду ль, выйду ль я
Русская народная песня
посмотреть
скачать PDF
Рот расслаблен, в естественном состоянии.
Непонятно как считать ритм. При попытке счета язык дергается, мешает управлению флейтой. Ногой что-ли потопать, как это делают некоторые, типа скажем г-на Гродберга когда он на органе играет? "Нельзя" говорит учитель. Мммммать перемать...
Оказывается вариантов махания языком туча. На данном этапе обучения надо "дэээт". Хм.
Непонятно, в чем разница между размером 4/4 и 2/4. Хоть убейте, не понимаю.
Добавилось три ноты.
Хрен выдуешь эту соль, которая сверху линейки висит. А еще хренее когда она должна выдуться по ходу посвистывания "во поле березка стояла". И вообще непонятно, как надежно полуоткрывать дырку снизу влет, после того как все пальцы были отовсюду убраны.
Утечки воздуха по краям клюва, справа больше. Можно напрячь губы, но я так понял это не есть хорошо. Надо спросить.
Интересное видео от Mollenhauer.
Странно, уже на нескольких сайтах встречаю рекомендацию именно на сопрано Ямах надо оставлять зазор в 2 мм между свистком и дудкой. По мне так никакой разницы в звучании не ощущаю...
Не получается считать, хоть тресни. Язык пошевеливается и все портит.