Записки начинающего флейтиста






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15



Урок 38. Играя на инструменте, важно слышать что собираешься сделать заранее. Так сказать "предслышать". Для этого надо знать какие интервалы будем играть. Чтобы знать какие интервалы играть, нужно быть знакомым со всеми интервалами. Будучи знакомым с лужей во дворе можно спокойно ее перешагнуть, не тормозя перед этим и не боясь вляпаться. То же самое и с интервалом, если интервал знаком, его и играть легко и запинки не будет.

По первой разобраться в них сложно, это как-будто в комнате оказалось много людей и нужно знать их всех по именам.

Интервалы составляют собой аккорд.

Рассматривая ноты перед игрой, еще не играя нужно оценить и примеряться ко всем интервалам.

Играя же, нельзя смотреть на текущую ноту, она уже играется, и даже на следующую. Смотреть надо вперед.

* * *

Все-таки непонятно как смотреть вперед того, что играется. Входной стек у меня маловат...

Тут после второй недели возни с аллегретто вернулся и сыграл по кругу все, что у меня есть, полностью хренея при этом. Там где я обычно затыкался и останавливался теперь я бывает может и вру безбожно, но продолжаю играть! Нихрена себе. Перестал останавливаться. Ну почти перестал :)



Урок 39. Знакомился с интервалами. Точнее с одним. Большой секундой. Большая секунда это расстояние между двумя звуками в целый тон. Если интервал звучит одновременно, то он гармонический. Если последовательно, то он мелодический. Причем мелодический может звучать по-разному, от основания к вершине и наоборот (то бишь от низкого звука к высокому и обратно).

Диссонанс или консонанс (то бишь благозвучно или нет звучит та или другая комбинация звуков) -- понятия сильно относительные и находятся исключительно на совести употребляющего эти термины.

Если перенести основание на октаву выше, то получится другой интервал который называется малая септима. Вершина станет основанием, а основание вершиной. Каким-то волосатым образом эти два интервала связаны между собой... каким пока не понял. Так же можно и вершину перенести на октаву вниз.

При перестановках малые интервалы дают большие интервалы, большие интервалы дают малые, чистые интервалы дают чистые, уменьшенные дают увеличенные, увеличенные дают уменьшенные. Интересно, а бывают нечистые интервалы? Китайская грамота, короче.

Мы пользуемся темперированным строем. Энгармонизм -- равенство звуков по высоте при различии в написании. То есть си диез есть до и наоборот. А до бемоль есть си и наоборот.

Самому пока слушать только эту большую секунду, тыкая в клавиши синтезатора через клавишу в среднем регистре, от до малой октавы до до второй октавы.

* * *

Когда работа над вещью в основном закончена, ее надо проиграть целиком. Более того, она может считаться готовой только тогда, когда ее можно будет играть без ошибок в любых условиях, например в незнакомой обстановке или перед незнакомыми слушателями. Причем исполнение в подобной обстановке выявляет ямы и трудные участки, которые казалось были уже преодолены ранее.

Вобщем когда я играл аллегретто учитель старательно изображал публику -- взыхал, двигал стул, перекладывал ноты... должен заметить что я сумел практически абстрагироваться от этой фигни и не сбиться. На самом деле IMHO достаточно влипнуть в ноты, чтобы внешние раздражители перестали влиять. А вот с внутренними оказалось заметно сложнее -- как только учитель поставил задачу художественную -- показывать исполнением позвякивающие колокольчики персонажа этой Die Zauberflo:te, так меня и начало подглючивать.

Для того, чтобы этого эффекта избежать, нужно поиграть кому-то. Скажем футляру от флейты. "Футлярчик, слушай, я тебе сейчас арию Генделя сбацаю". Или включить магнитофон и попытаться записать без ошибок (собственно этот эффект я уже наблюдал несколько раз -- вроде вещь выучена, хочу записать для образца и делаю по сто дублей, наглючив хотя бы один раз где-нибудь). И вот если при нескольких таких исполнениях появляются стабильные глюки, их надо заметить и устранить, откатав эти проблематичные куски.



Урок 40. Слушали Джеймса Ласта. Как выразился учитель "красивая мешанина". Очень красивая мелодия, забыл как называется и забыл включить вовремя диктофон, включил его уже только позднее. Что-то из фольклора. Я ее слышал несколько раз, очень популярная. Интересно, что такое "флюер", про который говорит учитель и который там играет. Поиск по яндексу ничего не нашел, какой-то вид флейты. Румынец у Ласта играет. Внизу этот флюер звучит как панфлейта, а вверху не знаю как что, не слышал такого никогда. Скоро придется эту мелодию играть...

С аллегретто Моцарта не спешить.

Спросил учителя чем отличается 2/2 от 4/4, из объяснений ничего не понял... ведь в такте остается ТО ЖЕ САМОЕ КОЛИЧЕСТВО четвертей той же длительности! Я понимаю почему не 2/4 -- пришлось бы переделывать все ноты, а так ведь все эквивалентно. И если длительность четвертушки = X, то длительность в первом случае 2*2*X, а во втором 4*X, т.е. то же самое.

Нужно купить хороший справочник. Таковым является "Элементарная теория музыки" Способина. Там прочитать "ритм, метр, темп". "Ритм это организованная последовательность длительностей звуков." и т.п.

Одна из ошибок в нотах аллегретто -- отсутствие "a tempo" после ферматы. Непонятно, почему после ферматы по умолчанию не возвращаются к текущему темпу. И если нету указания "a tempo" то какой же тогда темп получается если "a tempo" не написано? Ладно, впишем.

Перед игрой смотреть на ноты как-будто их не видел, выделяя трудные места.

Играли серенаду дуэтом. Ощущения как в дремучем лесу, все время на коряги натыкаюсь. И как только прислушиваюсь к аккомпанементу, так еще хуже становится.

* * *

Съездил, купил Способина. Через два дня чтения он стал разваливаться. У учителя он 1951 года и разваливается от старости, а нонешнее издание разваливается видимо от своей новости. Хотел купить еще и "Школу игры на фаготе" Терехина (он хоть и есть у меня в электронном виде, но листать здоровые PDFы, состоящие из одних больих картинок крайне неудобно), однако наличных не хватало, а касса в магазине (нотный магазин на Тверском бульваре) отказалась работать с кредитными карточками, просто модем поднимал трубу и не набирал номер. Прокатать слип отказались.

Может я туп как пробка, но загадка 2/2 versus 4/4 от чтения Способина не разгадалась.

Еще интересная цитата из сети:

I always liked, and often repeated to students, Paul Harvey's advice to 'keep your trousers up' when playing. He told the story of how he forgot his belt (or was it braces?) one day when he had to play a concert, and found that his performance was improved as a side effect of his effort to make his abdomen as large as possible.

Вобщем тут много интересного: http://clarinetplaying.narod.ru/diff.html.



Урок 41. Чтобы записать ritenuto в хвосте произведения который является повторением первой части до слова fine нужно там в скобках написать "при повторении". Гм... вот только не могу найти это ни в справочнике. не в разнообразных нотах, и непонятно как это написать не по-русски.

Интересная теория. Сильные доли происходят от ударений в рифмованной поэзии, а в поэзии он появились из нужды чтобы стихи были хорошо слышны в те времена, когда усилителями еще и не пахло. Соответственно периодичность ударений в стихах ведет к периодичности ударений в музыки.

Бывают вальсы на бывают на 3/4, бывают на 6/8.

Чтобы приучиться использовать разные аппликатуры одной ноты надо их вначале продумать, какие удобнее, а потом пометить в нотах. В последних нотах есть есть места, где си удобнее брать 1-2 а не 1-3-4, как я привык.

* * *

Интересно есть ли в индейской музыке (которая развивалась независимо от нашего континента) сильные доли и есть ли у индейцев поэзия с ударениями?..

Мое ощущение всех вальсов которые я перетанцевал за несколько лет: что нет вальсов, которые на 3/4... Ну то есть получается что есть пары сильный такт, слабый такт, всегда. В венском вальсе (в бальных танцах под этим понимается практически любой "быстрый" вальс, под который можно танцевать венский) даже танцевать можно только начиная если воспринимать вальс как 6/8. Считается даже раз-два-три-два-два-три. Если пойти не на раз, то танцевать станешь не в музыку, за это на конкурсе за венский вальс можно сразу не рассчитывать на кресты, ну и соответственно маловероятно пройти в следующий круг -- разве что все остальное идеально танцевать (и то не факт что хватит крестов). Ну да детали. Главное -- чем тогда отличается 6/8 от 3/4??? Или я опять тормоз.



Урок 42. Еще раз учитель играл большую секунду и малую септиму и показывал как оно звучит внутри аккордов, оставляя звучать только эту парочку. В мозгах каша.

Аккорд это сочетание от трех до пяти звуков.

В аллегретто не ускорять темп, пока так отлаживать.

Отрабатывая отдельные звуки, надо вначале послушать образец звука, поработать мозгом, а потом мозг обязательно отключить и дать мышцамм самостоятельно работать.

* * *

Что касается разницы между 2/2 и 4/4. Блин, ну почему никто не написал большой FAQ по музыке? :-O Я этот вопрос видел оставленный неотвеченным на каком-то из музыкальных форумов в разделе для чайников. Попробую написать как я это понял. Когда начинается такт, первый звук в такте оказывается более выделенным, сильнее. Ну, обычно. А когда такт становится сложным, то внутри такта бывает вторая половина тоже выделяется, но слабее. Соответственно разница между 2/2 и 4/4 заключается в разнице между тем какие ноты выделять. В первом случае выделяется только первый звук, а в 4/4 еще и в серединке, но послабее.

Читать дальше >>>
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Copyright © 2005 Roman V. Isaev Внимание! Содержимое данного сайта является дневником обучения автора и не является самоучителем игры на блокфлейте. Утверждения, высказанные автором в записках или любая другая информация, размещенная на этом сайте могут оказаться ложными. Вас предупреждали.